Размер:
Цвет:

Доклад Шнейдмиллер М.В. по первому вопросу

Шнейдмиллер М.В.,

главный специалист-эксперт

отдела профилактики коррупционных

и иных правонарушений

Депгосслужбы Югры

Понятие «конфликт интересов» 

в антикоррупционном законодательстве.

Порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683, относит коррупцию к числу основных угроз государственной, экономической и общественной безопасности страны, коррупционный фактор является серьезным препятствием устойчивому развитию Российской Федерация и реализации стратегических национальных приоритетов.

Справочно:

Введение в российское законодательство понятия «конфликт интересов на государственной службе» обусловлено международными обязательствами России, вытекающими из Конвенции ООН против коррупции от 31.10.2003. Каждое государство-участник стремится, в соответствии с основополагающими принципами своего внутреннего законодательства, создавать, поддерживать и укреплять такие системы, какие способствуют прозрачности и предупреждают возникновение коллизии интересов (п. 4 ст. 7 Конвенции). Каждое государство-участник стремится устанавливать меры и системы, обязывающие публичных должностных лиц представлять соответствующим органам декларации, среди прочего, о внеслужебной деятельности, занятиях, инвестициях, активах и о существенных дарах или выгодах, в связи с которыми может возникать коллизия интересов в отношении их функций в качестве публичных должностных лиц             (п. 5 ст. 8 Конвенции).

Предотвращение и урегулирование конфликта интересов является одним из основных антикоррупционных механизмов и способом обеспечения надлежащего функционирования служебных правоотношений в системе органов государственной власти.

Часть 1 статьи 10 Федерального закона «О противодействии коррупции» определяет понятие «конфликт интересов» как ситуацию, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению н урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо преимуществ рассматриваемым лицом и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми указанное лицо и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

Федеральный закон «О противодействии коррупции» обязывает лиц, на которых в соответствии с положениями российского законодательства распространяются антикоррупционные требования, ограничения и запреты, принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов и уведомлять в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.

Представитель нанимателя (работодатель), если ему стало известно о возникновении у государственного служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения государственного служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.

Предотвращение и урегулирование конфликта интересов, стороной которого является государственный служащий, осуществляются путем его отвода или самоотвода в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Непринятие государственным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 11 Закона № 273-ФЗ).

Дисциплинарная ответственность за нарушение порядка урегулирования конфликта интересов может быть не только в форме увольнения государственного служащего в связи с утратой доверия, но и в форме взысканий, перечисленных в ст. 59.1 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Закон № 79-ФЗ): 1) замечание; 2) выговор; 3) предупреждение о неполном должностном соответствии.

Таким образом, при решении вопроса о привлечении государственного гражданского служащего к дисциплинарной ответственности за несоблюдение требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов указанные нормы законодательства, предусматривающие перечисленные виды дисциплинарных взысканий, применяются в совокупности.

В случае, если государственный служащий владеет ценными бумагами (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), он обязан в целях предотвращения конфликта интересов передать принадлежащие ему ценные бумаги (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством только в случае, если владение приводит или может привести к конфликту интересов. Это следует из совокупности положений ст. 17 Закона № 79-ФЗ и ст. 12.3 Закона № 273-ФЗ.

Урегулирование конфликта интересов на гражданской службе регламентировано ст. 19 Закона № 79-ФЗ, при этом используются понятия «конфликт интересов» и «личная заинтересованность», установленные ст. 10 Закона № 273-ФЗ. Статьей 19 Закона № 79-ФЗ предусмотрен порядок действий по предотвращению или урегулированию конфликта интересов гражданского служащего и представителя нанимателя, которому стало известно о возникновении у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов. В этой же норме установлена ответственность гражданского служащего, являющегося стороной конфликта интересов, а также представителя нанимателя, которому стало известно о возникновении у подчиненного ему гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, за непринятие мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов. Причем для обоих субъектов санкция – увольнение с гражданской службы.

Жесткость такой санкции обусловлена недопущением причинения вреда законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации и представляется оправданной с учетом последствий неурегулированного конфликта интересов.

Кроме того, в названной норме Закона № 79-ФЗ содержатся положения, касающиеся правовой основы создания и функционирования комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов (далее – комиссии).

Полномочия, порядок формирования и деятельности комиссий, образуемых в федеральных органах исполнительной власти, иных государственных органах в соответствии с Законом № 273-ФЗ, определяются Положением о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (далее – Положение о комиссиях), утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 01.07.2010 № 821.

Согласно п. 23 Положения о комиссиях по итогам рассмотрения вопроса о несоблюдении государственным служащим требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов комиссия принимает одно из следующих решений:

а) установить, что государственный служащий соблюдал требования к служебному поведению и (или) требования об урегулировании конфликта интересов;

б) установить, что государственный служащий не соблюдал требования к служебному поведению и (или) требования об урегулировании конфликта интересов.

В этом случае комиссия рекомендует руководителю государственного органа указать государственному служащему на недопустимость нарушения требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов либо применить к государственному служащему конкретную меру ответственности.

В случае, если подтверждено наличие конфликта интересов у гражданского

служащего, комиссия может принять решение о:

 изменении должностного регламента гражданского служащего с тем, чтобы исключить конфликт интересов;

 ограничении доступа гражданского служащего к конкретной информации;

 переводе гражданского служащего на должность,

предполагающую выполнение функций, не связанных с конфликтом интересов;

 увольнении гражданского служащего (ст. 33 Общие основания прекращения служебного контракта).

Решения комиссии по урегулированию конфликта интересов органа государственной власти оформляются протоколом, который подписывается сопредседателями комиссии.

Решения комиссии имеют для представителя нанимателя обязательный характер.

Необходимым условием применения дисциплинарной ответственности за совершение дисциплинарного коррупционного проступка является соразмерность взыскания содеянному (нарушению) и личности нарушителя. Поэтому следует принимать во внимание характер и тяжесть совершенного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, соблюдение служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей (ч. 2 ст. 59.3 Закона            № 79-ФЗ).

Кроме того, Минтрудом России разработаны Методические рекомендации по привлечению к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, Обзор типовых случаев конфликта интересов на государственной службе Российской Федерации и порядка их урегулирования, а также Обзор практики привлечения к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.

При оценке ситуаций на предмет наличия конфликта интересов рекомендуется руководствоваться данными документами.

Выводы:

Государственная служба сама по себе обладает высоким конфликтным потенциалом, который, с одной стороны, создается внешней средой, в которой государственные органы реализуют свои полномочия, а, с другой стороны, внутренней средой, формируемой сферой административно-служебных и социально-трудовых отношений.

Конфликт интересов на государственной службе неизбежен, поэтому в конфликтной ситуации важно осуществлять процедуру его эффективного урегулирования. В этих целях, а также для снижения его отрицательных последствий необходимо научиться обнаруживать причины его возникновения, способствующие этому условия, выявлять динамику развития конфликта, следить за его протеканием, управлять разрешением, снижать уровень конфликтного противостояния.

Опубликовано: 12.10.2020 11:56        Обновлено: 12.10.2020 11:56